Урок. Окончание Смутного
времени.
План урока.
I.
Повторение.
II.
Изучение нового материала.
1.
Лжедмитрий II.
2.
Перелом в настроении народа.
3.
Начало польской и шведской интервенции.
4.
Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина».
II.
Закрепление изученного.
III. Домашнее задание.
Планируемые результаты обучения: учащиеся
должны получить представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании
иностранных интервентов и восстановлении русской государственности; знакомятся с
характеристикой Лжедмитрия II; особенностями
такого явления как самозванство; развивают навыки работы с картой, текстом
учебника и документа.
Методы обучения и формы организации учебной
деятельности
Проблемный
или частично поисковый метод.
Форма урока: комбинированный
урок с элементами лабораторной
работы.
Оборудование: электронный
ресурс – мультимедийная установка, презентация «Окончание Смутного времени» (имеются гиперссылки).
Приемы деятельности
учителя: объяснение,
рассказ, организация работы учащихся с
текстом учебника, документом,
текстом параграфа, картой, таблицами, обучение решению учебных проблем.
Развитие умений
учащихся: учатся делать сравнительный анализ,
выделять главное, работать с текстом, работать
с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку явлениям.
Основные понятия и
термины: Смута,
самозванство, гражданская война, интервенция
Комментарии.
I.
Повторение.
Проводится
по вопросам домашнего задания § 2, № 1,– 5;
Индивидуальные
задания - тесты (см. приложение).
II.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
объявление темы урока (слайд № 1)
Постановка
задач, знакомство с планом урока (демонстрация презентации «Окончание Смутного времени»,
далее Презентация) (слайд № 2).
1.
Лжедмитрий II
(рассказ учителя, работа с картой).
Слайды №№ 3 - 4. Рассказ учителя о появлении Лжедмитрия II – «тушинского вора» и тушинском лагере. Работа
с картой и словарем. Задание. Выскажите свое мнение о тушинских боярах.
2.
Перелом в настроении народа (рассказ
учителя),
слайды №№ 5 – 7.
3.
Начало польской и шведской интервенции
( рассказ учителя, работа с картой
и словарем) (слайды №№ 8 – 9).
4.
Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина».
(ознакомительное чтение текста
учебника, рассказ учителя, работа с документом) (слайды №№ 10 -13).
Слайд №
11. Приглашение на престол королевича Владислава.
III.
Закрепление изученного.
Работа с основными понятиями и картой, персоналиями (слайд № 17)
Вопросы: Кто
изображен на портретах? Как они связаны друг с другом? Почему стало возможным
самозванство в России начала XVII века? Почему этого явления не было в
предыдущие века?
IV. Домашнее
задание. § 2, вопросы 1, 3, 5, 6; § 3 с. 24 - 26;
Урок №4. Окончание Смутного
времени.
План урока.
I.
Повторение.
II.
Изучение нового материала.
1.
Первое ополчение.
2.
Второе ополчение. Освобождение Москвы.
3.
Земский собор 1613 г.
4.
Воцарение новой династии.
5.
Итоги Смутного времени.
III. Закрепление изученного.
IV. Домашнее задание.
Планируемые результаты обучения: учащиеся должны получить
представление о роли народа в ликвидации Смуты, изгнании иностранных
интервентов и восстановлении русской государственности; знакомятся с характеристикой Лжедмитрия II; особенностями такого явления как самозванство; развивают
навыки работы с картой, текстом учебника и документа, таблицей.
Методы обучения и
формы организации учебной деятельности
Проблемный
или частично поисковый метод.
Форма урока: комбинированный
урок с элементами лабораторной
работы.
Оборудование: электронный
ресурс – мультимедийная установка, презентация «Окончание Смутного времени» (имеются гиперссылки).
Приемы деятельности
учителя: объяснение,
рассказ, организация работы учащихся с
текстом учебника, документом,
текстом параграфа, картой, таблицами, обучение решению учебных проблем.
Развитие умений учащихся: учатся делать сравнительный анализ,
выделять главное, работать с текстом, работать
с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку явлениям.
Основные понятия и термины: Смута, самозванство, гражданская
война, интервенция, народное ополчение.
Комментарии.
I.
Повторение.
Проводится
по вопросам домашнего задания § 2, № 1– 5;
Индивидуальные
задания - тесты (см. приложение).
II.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
Слайды № 1 - 3. Объявление темы урока, постановка
задач, знакомство с планом урока (демонстрация презентации «Окончание Смутного времени»,
далее Презентация).
Задание: Какова роль народа в ликвидации Смутного
времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской
государственности (слайд № 4).
1.
Первое ополчение (работа с картой, словарем, рассказ учителя,
таблицей).
Заполнить
таблицу «Народные ополчения в Смутное время» (слайд № 5).
Слайды №№ 6
– 7. Работа с понятием «народное ополчение» – военные формирования,
создававшиеся во время войны из невоеннообязанных слоев населения.
Слайд № 8. Работа с анимированной картой «Россия в Смутное время».
2. Второе
ополчение. (работа с картой, словарем, рассказ учителя,
таблицей).
Слайды №№ 9 -15. Задание.
По ходу
рассказа учителя продолжить заполнение таблицы
«Народные ополчения в Смутное время».
3.
Земский собор 1613 года (работа с отрывком документа на с. 31 учебника (слайд №16)).
Вопросы к документу.
1.
Какова главная
особенность Земского собора 1613 г.?
2.
Почему царем был избран
Михаил Романов?
4.Воцарение новой династии (рассказ учителя) (слайд № 17).
5.Итоги Смутного времени. (работа с
картой, беседа с учащимися).
III. Закрепление изученного.
Проверка задания. Какова роль народа в ликвидации
Смутного времени, изгнании иностранных интервентов и восстановлении русской
государственности?
Работа
с основными понятиями и картой, персоналиями (слайд № 23)
Вопросы: Какое историческое событие связало этих людей?
Какую роль в истории России они сыграли?
Как отечество оценило их роль?
IV. Домашнее
задание. § 3, вопросы 1, 3, 5, 6; § 3 с. 24 - 26; Работа с документом «Грамота Д. Пожарского о созыве Земского собора». Повторить §§ 1 – 2, подготовится к
самостоятельной работе; словарик, даты.
|