Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 24.04.2024, 06:35

Привет любителям истории

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Дидактические игры [14]
Восточная Пруссия [1]
Хрестоматия "Древний мир" [34]
Комплекс уроков по истории России с использованием ЭОР "Сутное время" [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 108
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Комплекс уроков по истории России с использованием ЭОР "Сутное время"

Урок. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова.

Урок. Внутренняя и  внешняя политика Бориса Годунова.

План урока.

I.                  Повторение.

II.               Изучение нового материала.

1.     Царствование Федора Ивановича.

2.     Внутренняя политика Бориса Годунова.

3.     Внешняя политика Бориса Годунова.

4.     Избрание Б. Годунова на царство.

5.     Экономические трудности 1601 – 1605 гг.

6.     Самозванец.

    III. Закрепление изученного.

IV. Домашнее задание.

    Планируемые результаты обучения: учащиеся знакомятся с  характеристикой внешней и внутренней политики царей Федора Ивановича и Бориса Годунова; учащиеся должны усвоить предпосылки Смутного времени, особенности такого явления как самозванство.

 

        Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

  

        Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной      работы.

        Оборудование: электронный ресурс – мультимедийная установка, презентация «Внутренняя и  внешняя политика» (имеются гиперссылки).

   Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, организация работы учащихся с  текстом учебника, документом,  текстом параграфа, картой, таблицами, обучение решению учебных проблем.

   Развитие умений учащихся:  учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку явлениям.

   Основные понятия и термины: самозванство, самозванец, династия, патриаршество.

Комментарии.

Вступительное слово учителя: объявление темы урока, постановка задач, знакомство с планом урока (демонстрация слайдов №№ 1-3 презентации «Внутренняя и  внешняя политика»,  далее Презентация).

Слайд № 4: Как Вы понимаете слова  из трагедии «Борис Годунов»:

«…Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою подмогой.
А мнением, да! Мнением народным»?

А.С.Пушкин

    I. Повторение.

Вопрос. Вспомните, каковы были итоги царствования Ивана Грозного? (слайд № 5).

Слайд № 6. Схема. Российское государство на рубеже XVIXVII вв.

Вопрос. Какие основные задачи стояли перед новым правительством  России  во внутренней и внешней политике?  (слайд № 7: Основные задачи правительства России).

 II. Изучение нового материала.

1.     Царствование Федора Ивановича  (1584 – 1598 гг.) .

Слайд № 8.  Рассказ учителя – характеристика личности нового царя.  Учитель использует документ «Дж. Флетчер о Федоре Ивановиче».

Слайд № 9. Борис Годунов – реальный правитель России.

При объяснении учитель использует характеристику Б. Годунова, данную ему В.О. Ключевским «… Его мало назвать премьер-министром, это был своего рода диктатор или …соправитель: царь… учинил его над государством своим во всяких делах правителем, сам, предавшись «смирению и на молитву».

Слайд № 10. Задание. В ходе работы заполнить таблицу «Внутренняя политика  Б. Годунова».

2. Внутренняя политика .  (Рассказ учителя, работа с документом, картой, заполнение таблицы)

      Преодоление разрухи и восстановление хозяйственной жизни (слайд № 11). Вопрос. Вспомните, что такое: «Юрьев день», «заповедные лета»?

Слайд № 12. Указ об «урочных летах». Работа с документом на с. 11 учебника.

Задание к документу.

·        Какие крестьяне подлежали возвращению бывшим владельцам?

·        Дайте оценку документу о сыске беглых крестьян.

Слайд № 13. Городское строительство.

Задание.  Используя карту, объясните, почему возведение крепостей велось  именно в этих районах?                      

Слайд №№ 14, 15. Новые укрепления Москвы. Строительство соборов и монастырей (рассказ учителя о новых укреплениях Москвы – Белом городе и Скородоме (Скородуме)).

Слайд № 16. Развитие образования (рассказ учителя о развитии книгопечатания; отправке     группы  дворянских детей на учебу  за границу.

Слайд № 17. Учреждение патриаршества на Руси (1589 г.). Рассказ учителя об учреждение патриаршества. Вопрос. Какое значение имело учреждение патриаршества в России?

Проверка задания:  заполнение таблицы «Внутренняя политика  Б. Годунова» (слайд №39 – по гиперссылке).

 3. Внешняя политика Б.Годунова. (Рассказ учителя, работа с картой, заполнение таблицы).

 

Слайд № 18. Задание. В ходе работы заполнить таблицу «Внешняя политика Б.Годунова».

Слайд № 19. Внешняя политика Б. Годунова. Рассказ учителя.

1586 г. – продление перемирия с Речью Посполитой (до 1602 г.)

Слайд № 20. Рассказ учителя. Вхождение Западной Сибири в состав России (1598 г.)

Слайд № 21. Укрепление южных границ. Рассказ учителя.

    Проверка заполнения таблицы.

Проверка задания:  заполнение таблицы «Внешняя политика  Б. Годунова» (слайд №40 – по гиперссылке).

4.     Избрание Бориса на царство (рассказ учителя, работа с документом по группам).

Слайд № 22. Пресечение династии московских правителей (1591 г.). Рассказ учителя. Работа со схемой.

Слайд № 23. Царь Борис (1598 -1605 гг.). Драматизированный рассказ.

Слайд № 24. Задание. Работа с документами по группам. (См. Приложение)

Вопросы.

1.     На основании   документов дайте характеристику Б.Годунову. 

2.     Почему современники по-разному оценивали деятельность царя Бориса?

Слайд № 25. « «Дело» бояр Романовых».  Драматизированный рассказ.

     Слайд № 26. «Борис несчастен в царстве…». Рассказ учителя.

     5.  Экономические трудности. Народные выступления. (Слайд № 27) (работа с документом).

     Задание.  Работа с документом учебника на с. 11 - 12.  «Время Б.      Годунова глазами поэта К. Бальмонта».

6.     Самозванец  (рассказ учителя, решение познавательных задач. беседа, работа с картой).

 

 Слайды № 28 – 29. Появление самозванца. Следствие по делу самозванца.

     Слайд № 30. Вопрос: Как вы понимаете слова
В.О. Ключевского о Лжедмитрии
I: «… в гнезде наиболее гонимого Борисом боярства была высижена мысль о самозванце. Винили поляков, что они его подстроили; но он только испечен был в польской печке, а заквашен в Москве».

Слайд № 31.Вопросы.

·        Как вы думаете, почему до XVII в. Россия не знала такого явления как самозванство?

·        Каковы причины появления первого самозванца?

Слайд № 32.Работа с картой. Вопрос. Почему Лжедмитрий выбрал длинный путь на Москву (через Чернигов и Северские земли), а не короткий и прямой – через Смоленск?

Слайд № 33. Смерть Б. Годунова. Драматизированный рассказ учителя.

III. Закрепление. Слайд № 34. Проверка задания.

1. Как Вы понимаете слова А.С.Пушкина:

«…Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов?
Не войском, нет, не польскою подмогой.
А мнением; да! Мнением народным»..

2.     Как разворачивались события в годы правления Б.Годунова, приведшие к Смуте? (закрепление проводится с помощью анимированной схемы «Правление Б. Годунова»).

3.     Тест (слайды №№ 41 – 43).

IV. Домашнее задание (слайд № 35):  §1, вопросы №1, 3 – 5; словарик, даты.

 

 

Категория: Комплекс уроков по истории России с использованием ЭОР "Сутное время" | Добавил: KYSTAS (16.05.2012)
Просмотров: 20570 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.0/2
Всего комментариев: 1
1 ephereEnvella  
0
Вконтакте больше не сотрудничает с ютубом, просмотры больше не засчитываются(

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz