Тема урока: Смута.
План урока.
I.
Повторение.
II.
Изучение нового материала.
1.
Причины и суть Смутного времени.
2.
Лжедмитрий I (1605 –
1606): приход к власти и падение.
3.
Василий Шуйский (1606 - 1610) – «выкликнутый царь».
4.
Выступление Ивана Болотникова.
III. Закрепление
изученного.
IV. Домашнее задание.
Планируемые результаты обучения: учащиеся
должны усвоить причины и суть Смутного времени, знакомятся с
характеристикой правления Лжедмитрия I и Василия Шуйского; особенностями такого явления как самозванство;
развивают навыки работы с картой, текстом учебника и документа.
Методы обучения и формы организации учебной
деятельности
Проблемный
или частично поисковый метод.
Задание:
Как Вы
понимаете слова Н. Костомарова:
«Москва осталась без царя. Дмитрий уничтожил
Годуновых и сам исчез, как призрак, оставив за собой страшную пропасть, чуть
было не поглотившую Московское государство»?
Форма урока: комбинированный
урок с элементами лабораторной
работы.
Оборудование: электронный
ресурс – мультимедийная установка, презентация «Смута» (имеются
гиперссылки).
Приемы деятельности
учителя: объяснение,
рассказ, организация работы учащихся с
текстом учебника, документом,
текстом параграфа, картой, таблицами, обучение решению учебных проблем.
Развитие умений
учащихся: учатся делать сравнительный анализ,
выделять главное, работать с текстом, работать
с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку явлениям.
Основные понятия и
термины: Смута, самозванство,
гражданская война
Комментарии.
I.
Повторение.
Проводится
по вопросам домашнего задания § 1, № № 1, 3 – 5;
Индивидуальные
задания - тесты (см. Приложение).
II.
Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя:
объявление темы урока (слайд № 1)
Слайд № 2. Работа с понятиями Смута, Смутное
время.
Слайды №№ 3-4. Постановка задач, знакомство с
планом урока (демонстрация презентации «Смута», далее Презентация).
Слайд № 5.
В ходе изучения нового материала учащиеся
отвечают на вопрос. Как Вы понимаете слова Н. Костомарова «Москва осталась без царя.
Дмитрий уничтожил Годуновых и сам исчез, как призрак, оставив за собой страшную
пропасть, чуть было не поглотившую Московское государство»?
1. Причины и суть Смутного времени.
Слайд № 6. Работа с учебником. Прочтите текст
«Причины и суть Смутного времени» на с. 12 – 13. Задание. Определите
причины Смутного времени.
Слайд № 7. Ответы
учащихся. Схема. «Причины Смутного времени».
2. Лжедмитрий I (1605 – 1606). Приход к власти и
падение (слайд № 8).
Слайд № 9. Рассказ
учителя о программе самозванца.
Задание. Прочтите текст на с. 13 «Царствование Лжедмитрия I», абзац 2 на с. 14. Вопрос. Как самозванец
реализовывал свою программу?
Слайд № 10. Проверка
выполнения задания.
Слайд № 11. 2.3. Свадьба
Лжедмитрия I (рассказ учителя).
Слайд № 12. 2.4. Падение
самозванца (17 мая 1606 г.) (рассказ
учителя).
3. Василий Шуйский (1606 - 1610) - «выкликнутый» царь.
Задание. Прочитайте текст учебника на с.
15 (слайд № 13).
Вопрос. Каково содержание «крестоцеловальной записи»?
Как вы понимаете слова В.О. Ключевского «…царь превращался из государя холопов в
правомерного царя подданных, правящего по законам».
Слайд № 14. Канонизация
царевича Дмитрия – борьба с самозванством. Рассказ учителя.
4. Выступление И.И. Болотникова(1606-1607
гг.). Слайд № 15.
Работа с картой:
·
показать территорию,
охваченную восстанием под руководством И. Болотникова;
·
показать маршрут
продвижения войск И. Болотникова к Москве
Слайд № 16. Вопрос: Вспомните, что такое гражданская война? (Рассказ
учителя о восстании).
Слайд № 17. Работа по группам
с текстом учебника на с. 15 – 17, с текстом документа «Из записок немецкого
участника восстания Болотникова» с. 22-23.
1-я группа.
Охарактеризовать состав участников восстания. Какие слои общества сыграли
активную роль в восстании?
2-я группа. Определить,
совпадали ли цели и интересы различных слоев общества, объединившихся в лагерь
Болотникова.
3-я группа. Проследить,
охарактеризовать ход движения восставших.
4-я группа. Почему
В.Шуйский сумел подавить восстание И. Болотникова? Определить причины поражения
восстания.
Слайд № 18. Грамота
патриарха Гермогена. Работа с документом. Вопросы. Почему патриарх Гермоген называет болотниковцев ворами? Как
патриарх оценивает политику царя в условиях Смутного времени?
Слайд № 19. Рассказ
учителя о поражении восстания под предводительством И.И. Болотникова.
III.
Закрепление.
1.
Проверка выполнения
задания. Как Вы понимаете слова Н.
Костомарова «Москва осталась без царя. Дмитрий уничтожил Годуновых и сам исчез,
как призрак, оставив за собой страшную пропасть, чуть было не поглотившую
Московское государство»?
2.
Тест «Смута» (см.
Приложение).
IV. Домашнее
задание: § 2, с. 12 – 18; вопросы 1 – 5; работа с документом «Новый летописец»
(см. Приложение) (слайд № 21).
|