Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 05:59

Привет любителям истории

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Дидактические игры [14]
Восточная Пруссия [1]
Хрестоматия "Древний мир" [34]
Комплекс уроков по истории России с использованием ЭОР "Сутное время" [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 108
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Комплекс уроков по истории России с использованием ЭОР "Сутное время"

Тема урока: Смута.

Тема урока: Смута.

План урока.

I.                   Повторение.

II.                Изучение нового материала.

1.     Причины и суть Смутного времени.

2.     Лжедмитрий I (1605 – 1606): приход к власти и падение.

3.     Василий Шуйский (1606 - 1610) – «выкликнутый царь».

4.     Выступление Ивана Болотникова.

    III. Закрепление изученного.

IV. Домашнее задание.

    Планируемые результаты обучения: учащиеся должны усвоить причины и суть Смутного времени,   знакомятся с  характеристикой правления Лжедмитрия I и Василия Шуйского; особенностями такого явления как самозванство; развивают навыки работы с картой, текстом учебника и документа.  

       Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

 Задание:

 Как Вы понимаете слова Н. Костомарова:

«Москва осталась без царя. Дмитрий уничтожил Годуновых и сам исчез, как призрак, оставив за собой страшную пропасть, чуть было не поглотившую Московское государство»?

 

Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной      работы.

Оборудование: электронный ресурс – мультимедийная установка, презентация «Смута» (имеются гиперссылки).

   Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, организация работы учащихся с  текстом учебника, документом,  текстом параграфа, картой, таблицами, обучение решению учебных проблем.

   Развитие умений учащихся:  учатся делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с текстом, работать с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку явлениям.

 Основные понятия и термины: Смута, самозванство, гражданская война

Комментарии.

 

I.                   Повторение.

Проводится по вопросам домашнего задания § 1, № № 1, 3 – 5;

Индивидуальные задания - тесты (см. Приложение).

II.                Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: объявление темы урока (слайд № 1)

 Слайд № 2. Работа с понятиями Смута, Смутное время.

 Слайды №№ 3-4. Постановка задач, знакомство с планом урока (демонстрация презентации «Смута»,  далее Презентация).

Слайд № 5. В ходе  изучения нового материала учащиеся отвечают на вопрос. Как Вы понимаете слова  Н. Костомарова «Москва осталась без царя. Дмитрий уничтожил Годуновых и сам исчез, как призрак, оставив за собой страшную пропасть, чуть было не поглотившую Московское государство»?

1.     Причины и суть Смутного времени.

 

Слайд № 6.  Работа с учебником. Прочтите текст «Причины и суть Смутного времени» на с. 12 – 13. Задание. Определите причины Смутного времени.

Слайд № 7. Ответы учащихся. Схема. «Причины Смутного времени».  

2. Лжедмитрий I (1605 – 1606). Приход к власти и падение (слайд № 8).

Слайд № 9. Рассказ учителя о программе самозванца.

       Задание. Прочтите текст на с. 13  «Царствование Лжедмитрия I», абзац 2        на с.  14. Вопрос. Как самозванец реализовывал свою программу?

Слайд № 10. Проверка выполнения задания.

Слайд № 11. 2.3. Свадьба Лжедмитрия I (рассказ учителя).

Слайд № 12. 2.4. Падение самозванца  (17 мая 1606 г.) (рассказ учителя).

3. Василий Шуйский (1606 - 1610)  - «выкликнутый» царь.

Задание. Прочитайте  текст учебника на с. 15 (слайд № 13).

Вопрос. Каково содержание «крестоцеловальной записи»?

Как вы понимаете слова В.О. Ключевского  «…царь превращался из государя холопов в правомерного царя подданных, правящего по законам».

Слайд № 14. Канонизация царевича Дмитрия – борьба с самозванством. Рассказ учителя.

4. Выступление И.И. Болотникова(1606-1607 гг.). Слайд № 15.

 

Работа с картой:

·        показать территорию, охваченную восстанием под руководством И. Болотникова;

·        показать маршрут продвижения войск И. Болотникова к Москве

Слайд № 16. Вопрос:  Вспомните, что такое гражданская война? (Рассказ учителя о восстании).

Слайд № 17. Работа по группам с текстом учебника на с. 15 – 17, с текстом документа «Из записок немецкого участника восстания Болотникова» с. 22-23.

1-я группа. Охарактеризовать состав участников восстания. Какие слои общества сыграли активную роль в восстании?

2-я группа. Определить, совпадали ли цели и интересы различных слоев общества, объединившихся в лагерь Болотникова.

3-я группа. Проследить, охарактеризовать ход движения восставших.

4-я группа. Почему В.Шуйский сумел подавить восстание И. Болотникова? Определить причины поражения восстания.

Слайд № 18. Грамота патриарха Гермогена. Работа с документом. Вопросы. Почему патриарх Гермоген называет болотниковцев ворами? Как патриарх оценивает политику царя в условиях Смутного времени?

Слайд № 19. Рассказ учителя о поражении восстания под предводительством И.И. Болотникова.

III.           Закрепление.

 

1.     Проверка выполнения задания. Как Вы понимаете слова  Н. Костомарова «Москва осталась без царя. Дмитрий уничтожил Годуновых и сам исчез, как призрак, оставив за собой страшную пропасть, чуть было не поглотившую Московское государство»?

2.     Тест «Смута» (см. Приложение).

IV. Домашнее задание: § 2, с. 12 – 18; вопросы 1 – 5; работа с документом «Новый летописец» (см. Приложение) (слайд № 21).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Комплекс уроков по истории России с использованием ЭОР "Сутное время" | Добавил: KYSTAS (16.05.2012)
Просмотров: 3973 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz