Реформы царя Урукагины - Хрестоматия "Древний мир" - Каталог статей - Методическое объединение историков
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 08.12.2016, 01:15

Привет любителям истории

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Дидактические игры [14]
Восточная Пруссия [1]
Хрестоматия "Древний мир" [34]
Комплекс уроков по истории России с использованием ЭОР "Сутное время" [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 108
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Хрестоматия "Древний мир"

Реформы царя Урукагины
Надпись на двух глиняных конусах, найденных во время раскопок на холме Телло, где были обнаружены развалины древнего Лагаша. В настоящее время оба конуса хранятся в Париже, в Луврском музее. Текст написан на шумерийском языке и сохранился хорошо.
Урукагина, от имени которого составлен данный документ, вступил на лагашский престол насильственным путем, отстранив своего предшественника Лугальанду. Для упрочения своей власти он стремился опереться на рядовых крестьян-общинников, в интересах которых провел ряд реформ, ограничиваюших засилие знати.
Надпись Урукагины дает возможность ясно представить картину социальной борьбы и попытку восстановления общинного землевладения на землю, скот и т. д. Эта попытка окончилась полной неудачей. Из других документов мы узнаем о том, что Урукагина, процарствовав около 6 лет, погиб в борьбе с соседним городом Уммой.
Перевод сделан по изданию: A. Deimel, Orientalia, ч. II, 1920.

Для Нингрису (1), воина Энлиля (2), Урукагина, царь Лагаша, построил дворец тираш (3). Здание антасурра он ему построил. Храм богини Бау (4) он ей построил Пур-саг (буквально: «Главный сосуд»), дом постоянных приношений он ей построил. Ее дом для стрижки овец в Уруазагга (5) он ей построил. Для богини Нины (6) он вырыл канал, текущий в город Нина, любимый ею канал. Его пруд-резервуар он соединил с морем. Стену города Гирсу (7) он ей построил.
С далеких дней и с начала при корабле был поставлен надзиратель корабля. У ослов был приставлен надзиратель за пастухами, у овец был приставлен надзиратель за овчарями. У рыболовных сетей был приставлен надзиратель за рыбаками. Жрецы должны были сдавать налог на поле перед начальником закрома. Пастухи овец, предназначаемых для получения шерсти, должны были при отсутствии шерсти белых овец отдавать надзирателю соответствующее серебро. Получатели налога, начальник заупокойных жрецов, начальник дома трав, начальник пивоварни, начальники воинов должны были вместо ягненка сдавать соответствующее серебро. Быки богов должны были на огороде патеси (8) выполнять работу. На хорошем поле богов, на огороде совершалось все по желанию патеси. Ослы, тягловые быки жрецов использовались патеси. Зерно жрецов получали воины патеси в качестве награды. Одежды, нитки, бронзовые изделия, козью шерсть, птицу должны были сдавать жрецы в виде налога.
Жрец, заведующий складами, мог в саду рядового воина взять и дерево, и плоды.
Если труп погребался в могиле, то плата за похороны для заупокойного жреца была: 7 кружек пива, 420 хлебов, 72 меры зерна, 1 одежда, козленок с прорастающими рогами и одно ложе. Плакальщик требовал 36 мер зерна.
Если мертвый погребался в тростнике бога Энки (9), то заупокойный жрец требовал: 7 кружек пива, 420 хлебов, 72 меры зерна, 1 одежду, 1 ложе, 1 кресло. Плакальщик требовал 36 мер зерна. Ремесленники получали приношение в виде ремесленных орудий. Помощники похоронного жреца получали кружку.
В дворце патеси управлялись поля бога Нингирсу (10), в доме жены патеси управлялись поля храма богини Бау, а в доме детей патеси управлялись поля храма детей бога Нингирсу.
Начиная с северной границы области Нингирсу до моря (11), были поставлены надзиратели в качестве судей.
Если воин на высоком поле вырывал себе колодец, то раб патеси брал из него воду для садов патеси. Если он вырывал себе ров, то раб патеси брал оттуда воду.
Прежде порядок (правителей Лагаша) существовал [тогда], когда Нингирсу, мощный воин Энлиля, передал Урукагине царство в Лагаше и среди 36 000 людей установил его власть, он восстановил древние повеления (Нингирсу) и дал силу слову, которое сказал ему его царь Нингирсу.
От корабля удалил он надзирателя за кораблем. От ослов и от овец он удалил надзирателя за пастухами. От рыболовных сетей он удалил надзирателя за рыбаками. От налогового зерна жреца он удалил начальника закрома. От платежа серебром при отсутствии белой овцы или отсутствии ягненка он удалил надзирателя (12).
От приношений, которые должны были жрецы приносить к дворцу патеси, он удалил надзирателей.
В дворце патеси, на поле патеси он поставил Нингирсу снова как их царя. В доме женского храма, на поле женского храма он снова восстановил богиню Бау как их хозяйку. В доме детей, на поле детей он восстановил сына бога Нингнрсу как их царя. Начиная с северной границы области Нингирсу вплоть до моря не было больше судей-надзирателей.
Если мертвый клался в могилу, то заупокойный жрец получал как свое пиво 3 кружки, как свои хлебы 140 штук. Далее, 1 ложе, 1 козленка, 18 мер зерна получал плакальщик.
Если мертвый хоронился в тростнике бога Энки, то заупокойный жрец получал 4 кружки как свой напиток, 240 (штук) как свои хлебы и 36 мер ячменя.
18 мер была доля плакальщика, 1 особый хлеб, 1 мера мази для богини-госпожи, 420 сухарей как хлеб для хранения, 40 свежеиспеченных хлебов для еды, 10 свежих хлебов как настоянные хлеба, и 5 хлебов для человека, взимающего (поборы). Наконец, два больших сосуда, 1 меньший сосуд для певца города Гирсу, 490 хлебов, 2 больших сосуда, 1 меньший сосуд для певца города Лагаша, 406 хлебов, 1 большой сосуд, 1 меньший сосуд пива для певца, 250 хлебов, 1 большой сосуд пива для помощников заупокойного жреца, 180 хлебов, 1 большой сосуд пива для жреца города Нина. Раб, который клал труп на ложе (?), получал к своей еде, к своему ежедневному вознаграждению 1 хлеб, 5 черных хлебов, 1 белый хлеб к своему месячному вознаграждению и 6 черных хлебов как свое ежегодное вознаграждение. 60 хлебов, 1 большой сосуд пива и 18 мер ячменя получал начальник изготовителей гробов (?). Он отменил получение помощниками заупокойного жреца кружки. Он отменил получение ремесленником платежа за ремесленные орудия (13).
Жрец, заведующий складами, не имел права больше входить, и выходить в сад воина.
Если у воина имелся хороший осел и его начальник ему говорил: «я хочу его у тебя купить», то если он действительно покупает, тот (т. е. воин) должен ему сказать: «уплати мне хорошим серебром». Если же покупка не состоится, то начальник не должен дать ему (т. е. воину) почувствовать свой гнев.
Если дом великого примыкает к дому воина и этот великий ему скажет: «Я хочу его у тебя купить», если дело действительно дойдет до покупки, то воин пусть скажет великому: «уплати мне хорошим серебром». Если же покупка не состоится, то великий не должен дать воину почувствовать свой гнев.
Он издал в городе повеления и освободил граждан Лагаша от опасностей жизни, обмана, кражи зерна и сокровищ, от убийства и взлома. Он установил наказание, чтобы сильный не обижал сироту и вдову.
С богом Нингирсу установил Урукагина этот порядок...
В середине этого года он вырыл заново «Малый канал», который протекает через Гирсу, для Нингирсу. Прежнее имя его он ему снова дал. Канал «бог Нингирсу могучий Ниппура» и, это имя дал ему снова Урукагина.
Канал, который течет в город Нина (15), он очистил. Этот канал священный. Его содержимое чисто. Пусть дает богиня Нина ему текущую воду.

Перев. акад. В. В. Струве

1. Шумерийский бог войны и земледелия, покровитель Лагаша, бывшего главным центром его культа.
2. Шумерийский бог земли. Считался верховным богом всего Шумера, отцом и царем богов. Позднее был отождествлен с семитическим Белом. Главный центр культа — г. Ниппур (см. прим. 14).
3. Архитектурные термины; их значение для нас остается пока неясным.
4. Местная богиня — покровительница Лагаша, дочь бога неба Ану и супруга Нингирсу (см. прим. 1). В религиозных текстах изображается милостивой богиней матерью, дарующей людям долголетие.
5. Поселение близ Лагаша.
6. Богиня рек и источников, дочь бога воды Энки. 
7. Главный квартал г. Лагаша.
8. Патеси (по другому чтению энси или ишаку) — первоначально выборный старейшина и верховный жрец, позднее превращающийся в царька, обладающего деспотической властью. Более могущественные цари, подчиняющие себе другие города, принимали титул лугаль (дословно: большой человек).
9. Бог морей, рек и подземных вод, сын бога неба Ану. Семитическое наименование — Эа. Центр культа — г. Эриду на берегу Персидского залива.
10. Общинная земля формально считалась принадлежащей богу или богине. Патеси в качестве верховного жреца Нингирсу фактически распоряжался его землей, а жена патеси — землей богини Бау.
11. До Персидского залива.
12. Жители Лагаша должны были сдавать белых овец в качестве натурального налога, а если у них оказывались исключительно овцы другой масти, то вносили денежный налог.
13. Ремесленник, помощник заупокойного жреца, не должен был взимать каких-то для нас не совсем понятных поборов.
14. Город в северной части Шумера (ныне Нуффер), не имевший большого политического значения, но являвшийся главным религиозным центром и считавшийся столицею верховного бога Энлиля.
15. Один из городов, подвластных Лагашу.



Источник: http://"Хрестоматия по истории древнего мира" под ред. В. В. Струве Изд-во Учпедгиз, М., 1950-53 гг.
Категория: Хрестоматия "Древний мир" | Добавил: KYSTAS (05.04.2012)
Просмотров: 474 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016
    Создать бесплатный сайт с uCoz