Из политико-экономического трактата древнего Китая «Гуаньцзы» - Хрестоматия "Древний мир" - Каталог статей - Методическое объединение историков
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 05.12.2016, 21:37

Привет любителям истории

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Дидактические игры [14]
Восточная Пруссия [1]
Хрестоматия "Древний мир" [34]
Комплекс уроков по истории России с использованием ЭОР "Сутное время" [3]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 108
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Хрестоматия "Древний мир"

Из политико-экономического трактата древнего Китая «Гуаньцзы»
Политико-экономический трактат древнего Китая «Гуаньцзы» приписывается традицией Гуань-Чжуну, изд. «Гуаньцзы», Шанхай, 1915.

...Строить столицу государства нужно если не у подножия высокой горы, то над течением широкой реки. Она должна быть высока, но чтобы не приближать засуху, чтобы воды было достаточно. Она должна быть низка, но чтобы не приближать наводнение, чтобы каналы предохраняли от затопления. Привлекая на помощь естественные условия, нужно развить выгоды местности, чтобы не было нужным вымеривать угломером и линейкой внутренние и внешние укрепления города и выравнивать дороги ватерпасом и веревкой...
...Династия — закон справедливости. Это значит, что ранги установлены правильно и народ не ропщет. Если народ не ропщет, то нет смуты и справедливость может стать законом. Если закон не соответствует истине, нельзя управлять без установления закона. Поэтому все в государстве не могут быть знатными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы и страна оставалась бы без выгоды. А если дела не выполняются и страна остается без выгоды, сделать так, чтобы не было знатных. Но тогда народ не сможет сам управляться. Поэтому и различают знатных и низких, чтобы сознавать последовательность тех, кто выше, и тех, кто ниже, справедливость знатности и подлости. Это и называется учением...
... Рынок является регулятором всех товаров. Поэтому если все товары дешевы, то не будет излишних прибылей. Если не будет излишних прибылей, то это означает, что все отрасли будут в порядке. Если все отрасли будут в порядке, то все потребление будет умеренным. Поэтому все дела появляются благодаря заботе, завершаются упорным трудом, гибнут из-за презрения к ним... Поэтому и говорится: ... люди, связанные с рынком, могут знать, отчего бывает порядок или беспорядок, отчего товаров бывает много или мало, хотя они сами и не могут сделать так, чтобы было много или мало. Это и называется учением ...
...Князь Хуань (1) спросил: как сделать, чтобы народ жил в определенном месте и чтобы его дела были успешны?
Гуаньцзы ответил: служилым людям, земледельцам, ремесленникам и торговцам, четырем сословиям народа, представляющим основу страны, нельзя давать жить вместе. Если они будут жить вместе, возникнет смута в речах и смута в делах ... Мудрый государь отводит ученым жительство в спокойном месте для отдыха и пиров, отводит земледельцам жительство там, где находятся обрабатываемые ими поля; ремесленникам отводит жительство в казенных учреждениях, а торговцам — в торговых кварталах...
...Земледельцам ... приготовляют орудия для полевых работ, сохой и бороной обрабатывают землю. В холода удаляют сухие колосья в ожидании пахоты. Они глубоко пашут и разбрасывают семена равномерно, покрывая их землей. До наступления дождя пропалывают травы и затем ожидают дождя. Когда приходит дождь, они берут подмышки мотыги и очищают поле от сорняков. Так с утра до вечера они заняты на полях. Они работают без одежды. Они отделяют злаки от плевел, рассаживают ростки равномерно.
На голове у него шапка, плетенная из камыша, на теле — грубый плащ. Туловище залито водой, ноги в грязи. Палящим зноем выжжены волосы и кожа. До крайности напряжена сила тела, чтобы быстро справиться с обработкой поля. Он привык с детства. Душа его спокойна. Он не видит редких вещей и не меняет свое положение... Поэтому дети земледельцев всегда становятся земледельцами...
Князь Хуань спросил у Гуаньцзы: я хочу ввести налоги на строения... Каково ваше мнение?
- Это уничтожит строительство, — отвечал Гуаньцзы.
- Я хочу обложить лес.
- Это прекратит его рост.
- Я хочу установить налог на шесть видов скота.
- Это прекратит его разведение.
- Я хочу ввести налог на людей.
— Народ будет скрываться.
— Как же мне управлять?
— Управлять горами и морями... В семье в десять душ все десять потребляют соль. В семье в сто душ, все сто потребляют соль. За месяц взрослый мужчина потребит по меньшей мере 5 шэн соли. Взрослая женщина — 3 шэна, ребенок - 2 шэна. Такой получается великий счет... Если приказать, что к цене соли на каждый шэн прибавляется по одной единице... или по две единицы... тридцать монет с одного человека в месяц, это составит 30 миллионов монет...
...Каждая женщина для работы должна иметь одну иглу, один нож. Каждый пахарь для работы должен иметь одну соху, один плуг, один серп. Экипажный мастер для работы должен иметь один топор, одну пилу, одно шило, одну стамеску... Если приказать к цене иглы прибавить одну единицу, то 30 игл дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене ножа прибавить шесть единиц, то пятью шесть составит тридцать, т. е. пять ножей дадут столько же, сколько налог на одного человека. Если к цене железного плуга прибавить семь единиц, то три железных плуга дадут столько же, сколько налог на одного человека.
... Князья в государствах в тысячу или десять тысяч колесниц... ведут бойцов нападать друг на друга. Конечно, они используют нападение и защиту в пограничных районах. Те, кто имеют заслуги, не возвращаются домой. Знать умирает на чужбине. При дележе земель перечисляют заслуги. Когда связывают захваченных пленных, их делят, как награду и пожалования. Все земли жалуются за заслуги ...... Яшму добывают в Юйши (2), золото добывается в реках Жу (3) и Хань (4), жемчуг добывают в Чие (5). С разных сторон они отстоят на 7 800 ли. Там, где кончается вода и прерывается суша, не проедет ни лодка, ни повозка. Прежние государи считали, что путь туда далек и труден. Поэтому они стремились... сохранить дороговизну. Жемчуг и яшму они считали за первый сорт денег, золото за средний, а ножи и холст за низший. Таковы были три сорта денег ...
...Князь Хуань оказал: я забочусь о равновесии и хотел бы установить налог на богатых купцов и ростовщиков в нашем княжестве, чтобы принести пользу нашим бедным порабощенным земледельцам, чтобы они не теряли своего основного занятия...
Гуаньцзы ответил ...прикажите четырем деятелям от имени государя расследовать ростовщичество по всей стране и донести, сколько ростовщиков и какой они берут процент...
Бао Шy (6)... по возвращении доложил: чернь, живущая на западе... на болотах, рыбачит, охотится, собирает хворост для пропитания. Самые богатые из семей ростовщиков имеют по тысяче «чжунов» (7), наименее богатые — по 600, 700 «чжунов». С одного отданного взаймы «чжуна» они требуют один «чжун». Тех, кто берет проценты по займам, всего 900 с лишком семей.
Бин Сюйу (8)... по возвращении доложил: чернь, живущая в южной стороне, живет в горах и долинах... Наверху рубит деревья для колес и осей, внизу собирает редкие хлеба. Они охотятся для пропитания. Наиболее богатые из семей ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые по 6—7 миллионов. Они взимают по займам в среднем пять на сто. Число семей, занимающихся ростовщичеством, — более восьмисот.
Нин Ци (9)... по возвращении доложил: чернь восточной стороны живет около гор и моря. Если место возвышенное, они рубят лес, внизу — рыбачат и охотятся. Они изготовляют пеньковую пряжу для пропитания. Среди семей ростовщиков — Дин Хой и Хао Го. Самые богатые имеют 5 тысяч «чжунов», наименее богатые — 3 тысячи «чжунов». Когда они дают взаймы, с одного «чжуна» взимают пять «фу». Берущих проценты 800—900 семей.
Си Пын (10) ... по возвращении доложил: чернь, живущая в северной части в богатых местах, связанных с морем, выпаривает соляной раствор, а в Лян (11) и Цзи (12) ловит рыбу... Богатые семьи ростовщиков имеют по 10 миллионов, наименее богатые — по 6—7 миллионов. Если они дают взаймы, то со ста берут двадцать. Там 900 с лишком семей, берущих проценты...

Перев. Л.Д.Позднеевой

1. Назначение Гуаньцзы министром в княжестве Ци у князя Хуаня произошло в 685 г. до н. э.
2. Юйши — название горы в древности.
3. Жу — название реки, впадавшей в реку Хуай, ныне реки провинции Хэнань.
4. Хань — название реки, вытекающей из провинции Шэньси и впадающей в Янцзы.
5. Чие — местонахождение установить не удалось.
6. Бао Шу — друг Гуаньцзы, вместе с ним служил у Хуаня, князя Ци.
7. Чжун — древняя мера сыпучих тел.
8. Биографических сведений об этом лице найти не удалось.
9. Нин Ци — уроженец местности Вэй, служил в Ци, впоследствии стал министром
10. Си Пын — служил в княжестве Ци.
11. Лян — название местности.
12. Цзи — название реки в современной провинции Хэнань.

Источник: http://"Хрестоматия по истории древнего мира" под ред. В. В. Струве Изд-во Учпедгиз, М., 1950-53 гг.
Категория: Хрестоматия "Древний мир" | Добавил: KYSTAS (17.04.2012)
Просмотров: 373 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2016
    Создать бесплатный сайт с uCoz