Урок. Начало реформации в Европе. Обновление христианства.
План урока:
I.
Повторение.
II.
Изучение нового материала.
1.
Причины
религиозной революции в Европе.
2.
Начало Реформации. Мартин Лютер и 95 тезисов.
3.
«Спасение верой» (учение М. Лютера).
4.
Народная Реформация.
5.
«Чья страна – того и вера». (Аугсбургский мир).
6.
Итоги Реформации в Германии.
III . Домашнее задание.
IV.
Закрепление изученного.
Планируемые результаты обучения: учащиеся
должны понять, что причинами Реформации
явились процессы, связанные с разрушением традиционного общества; усвоить
основные положения учения Лютера о спасении «верой» и устройстве лютеранской
церкви; знакомятся с основными требованиями различных слоев населения,
принявших участие в борьбе за Реформацию.
Методы обучения и формы организации
учебной деятельности
Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты заданий:
n Почему
движение за переустройство церкви началось в XVI в.?
n Чем учение М. Лютера и устройство лютеранской
церкви привлекали различные слои европейского населения? Интересы каких слоев
населения выражал М. Лютер?
n Как вы
оцените значение Аугсбургского религиозного мира для Германии?
n Что дала
Реформация различным слоям населения Германии?
Форма урока: комбинированный
урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: электронный
ресурс – мультимедийная установка, презентация «Начало Реформации в Европе.
Обновление христианства».
Приемы деятельности
учителя: объяснение,
сюжетный рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с документом,
картой, обучение решению учебных проблем.
Развитие умений
учащихся: учатся
делать сравнительный анализ, работать с документом, текстом учебника, работать с иллюстрациями, делать
выводы, давать оценку событиям, решать проблемные задания.
Основные понятия и
термины: Реформация,
революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант.
Источники информации: электронные ресурсы - учебное электронное издание «Всеобщая история. Новое время»; Электронная
энциклопедия «Исторический лексикон XIV – XVI вв. часть первая»; электронные
библиотеки «Лувр», «Музеи Ватикана», «Оскар Егер. Всемирная история»; учебное
электронное издание «История
мировых цивилизаций»;
Электронная энциклопедия «От Средневековья к новому времени».
Комментарии.
I.
Повторение.
Задания и вопросы к
учащимся:
·
Как изменились представления о мире в результате
Великих географических открытий?
·
Что означает понятие «обмирщение сознания»?
·
В чем выразилось обмирщение сознания в XVI в.?
·
Возможно проведение индивидуального тестирования
(см. Приложение)
II.
Изучение нового материала.
Вступительное слово
учителя: объявление темы урока, постановка задач, знакомство с планом урока
(демонстрация слайдов №№ 1-3 презентации «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства»,
далее Презентация).
1) Причины религиозной революции в Европе.
Демонстрация слайдов №№ 4 -9 Презентации, работа с текстом учебника. Выполнение задания
Определить:
1.
Почему были недовольны католической церковью:
n князья,
феодалы (1группа);
n горожане (2
группа);
n крестьяне
(3 группа)?
2.
Что вызывало всеобщее возмущение?
Работа с
текстом на с. 92 – 95.
При проверке выполнения задания демонстрируется слайд № 10.
2) Начало Реформации. Мартин Лютер и
«95тезисов».
Рассказ учителя
сопровождается показом слайдов №№ 11 - 16 Презентации.
3) «Спасение верой» (учение М.
Лютера).
Перед
учащимися ставится познавательное задание (слайд № 17), которое они выполняют, прочитать
текст учебника. При проверке задания демонстрируется слайд № 18.
Перед
учащимися ставится познавательное задание (слайд № 20): Интересы каких слоев
населения выражал М. Лютер?
4).Народная Реформация.
Рассказ
учителя сопровождается демонстрацией слайда № 21 Презентации.
5)«Чья страна – того и вера».
(Аугсбургский мир).
Рассказ учителя сопровождается показом
слайдов №№ 22, 23. Учащиеся выполняют познавательное задание (слайд № 22),
работают с картой (№ 23).
Вопрос об
устройстве лютеранской церкви изучается по учебнику (с. 99), демонстрируется
слад № 24.
На уроке указывается
на то, что в 1525 год - в Европе возникло новое государство - герцогство. Пруссия. Герцог Альбрехт
Бранденбургский
открыто
перешел на сторону евангелического учения, а для подготовки специалистов, прежде всего, лютеранских пасторов был открыт
университет (слайды №№ 25 – 26).
6) Итоги Реформации в Германии.
Учащиеся
решают познавательное задание (слайд № 27): определить, что дала Реформация:
•
князьям, феодалам (1группа);
•
горожанам (2 группа);
•
крестьянам (3 группа)?
Работа с
текстом на с. 99.
В чем вы
видите положительные и отрицательные результаты Реформации?
Проверка
задания проводится при демонстрации слайда № 28.
III. Домашнее задание – слайд № 29.
VI. Закрепление изученного можно
провести с помощью теста/
|