Урок. Начало Реформации в Европе. Контрреформация.
План урока:
I.
Повторение.
II.
Изучение нового материала.
1.
Направления христианской церкви в Европе.
2.
Ж. Кальвин и его учение о предопределении.
3.
Кальвинистская церковь.
4.
«Рим кальвинизма».
5. Борьба пап
и католической церкви с Реформацией.
6.
Попытки реформ и Тридентский собор.
III . Домашнее задание.
IV.
Закрепление изученного.
Планируемые результаты обучения: учащиеся
должны усвоить, что кальвинизм стал основой трудовой этики протестантизма; что
в результате Реформации появились
национальные церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия
могут порождать войны.
Методы обучения и формы организации
учебной деятельности
Проблемный или частично поисковый метод.
Варианты заданий:
Ü Определить
основные идеи учения Ж. Кальвина
Ü Согласны ли
вы с утверждением, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской
деятельности в странах Европы? Свою точку зрения докажите.
Ü Вольтер
писал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда
монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Как вы
понимаете слова Вольтера?
Форма урока: комбинированный.
Оборудование: электронный
ресурс – мультимедийная установка, презентация «Распространение Реформации в
Европе. Контрреформация».
Приемы деятельности
учителя: объяснение,
аналитическая беседа, сюжетный повествовательный рассказ, эвристическая беседа, организация
работы учащихся с текстом учебника, картой, заочная экскурсия, обучение решению
учебных проблем и обобщению.
Развитие умений
учащихся: учатся
делать сравнивать, анализировать, работать с текстом учебника, документом, работать с иллюстрациями, с картой,
делать выводы, давать оценку событиям, решать проблемные задания.
Основные понятия и
термины: кальвинизм,
кальвинистская (пресвитерианская) церковь, орден иезуитов, иезуит, Контрреформация, религиозные войны.
Источники информации: электронные ресурсы - учебное электронное издание «Всеобщая история. Новое время»; Электронная
энциклопедия «Исторический лексикон XIV – XVI вв. Часть первая»; электронные
библиотеки «Лувр», «Музеи Ватикана», «Оскар Егер. Всемирная история»; учебное
электронное издание «История
мировых цивилизаций»;
Электронная энциклопедия «От Средневековья к новому времени».
Комментарии.
I.
Повторение.
Проводится по вопросам домашнего задания.
Возможно проведение индивидуального
тестирования (см. Приложение)
II.Изучение
нового материала.
Вступительное слово
учителя: объявление темы урока, постановка задач, знакомство с планом урока
(демонстрация слайдов №№ 1-3 презентации «Распространение Реформации в Европе.
Контрреформация»
(далее Презентация).
1) Направления христианской церкви в Европе.
Демонстрация слайда № 4 - 5 Презентации, объяснение учителя, работа с
картой.
2)
Ж. Кальвин и его учение о предопределении.
Показ
слайдов №№ 6-9, объяснение учителя, постановка задания.
Задание:
Прочитать текст на с.102 – 103.
·
Определить основные идеи учения Ж. Кальвина.
•
Какие качества, с точки зрения кальвинизма, являются
для человека главными?
При
проверке выполнения задания
демонстрируется слайд № 10.
3) Кальвинистская церковь.
Рассказ
учителя, демонстрация слайда № 11, работа с термином пресвитерианская церковь
(через гиперссылку).
4) «Рим кальвинизма».
5) Перед учащимися ставится
познавательное задание: Вольтер
писал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда
монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Как вы
понимаете слова Вольтера? (слайд № 12). Учитель проводит заочную экскурсию по
Женеве.
6) Борьба пап и католической церкви с
Реформацией.
Дается
понятие «Контрреформация» (слайд № 14) (через гиперссылку входим в словарь),
называются методы борьбы с Реформацией, и через гиперссылки идет работа с
каждым из них.
1.
Преследование деятелей науки, запрещение книг.
2.
Расширение
деятельности инквизиции.
3.
Создание
ордена иезуитов.
4.
Ведение войн с протестантами и еретиками.
5.
Преследование представителей других вероисповеданий.
(Это
находится в слайдах Приложения вход из основной Презентациичерез гиперссылку с
автофигур, возвращение по стрелке).
7) Попытки реформ и Тридентский собор.
Этот
вопрос рассматривается по учебнику, и учащиеся определяют значение Тридентского
собора (слайд №№ 15, 16).
III. Домашнее задание – слайд №
17.
VI. Закрепление изученного можно
провести с помощью теста (см.
Приложение).
2) Начало Реформации. Мартин Лютер и «95тезисов».
Рассказ
учителя сопровождается показом слайдов №№ 11 - 16 Презентации.
3) «Спасение верой» (учение М.
Лютера).
Перед
учащимися ставится познавательное задание (слайд № 17), которое они выполняют, прочитать
текст учебника.При проверке задания демонстрируется слайд № 18.
Перед
учащимися ставится познавательное задание (слайд № 20): Интересы каких слоев
населения выражал М. Лютер?
4).Народная Реформация.
Рассказ
учителя сопровождается демонстрацией слайда № 21 Презентации.
5)«Чья страна – того и вера».
(Аугсбургский мир).
Рассказ учителя сопровождается показом
слайдов №№ 22, 23. Учащиеся выполняют познавательное задание (слайд № 22),
работают с картой (№ 23).
Вопрос об
устройстве лютеранской церкви изучается по учебнику (с. 99), демонстрируется
слад № 24.
На уроке
указывается на то, что в 1525 год - в Европе возниклоновое государство - герцогство. Пруссия. Герцог Альбрехт Бранденбургский
открыто
перешел на сторону евангелического учения, а для подготовки специалистов, прежде всего, лютеранских пасторов был открыт
университет (слайды №№ 25 – 26).
6)Итоги Реформации в Германии.
Учащиеся
решают познавательное задание (слайд № 27): Определить, что дала Реформация:
•
князьям, феодалам (1группа);
•
горожанам (2 группа);
•
крестьянам (3 группа)?
Работа с
текстом на с. 99.
В чем вы
видите положительные и отрицательные результаты Реформации?
Проверка
задания проводится при демонстрации слайда № 28.
III. Домашнее задание – слайд № 29.
VI. Закрепление изученного можно
провести с помощью теста.
|