Урок. Дух
предпринимательства преобразует экономику.
I.
Повторение.
II.
Изучение нового материала.
1.
Новое в торговле
2.
Развитие мировой торговли
3.
Биржи и банки.
4. Мануфактура
– предприятие нового типа.
III. Домашнее задание.
IV. Закрепление изученного.
Планируемые результаты обучения: учащиеся
узнают новых явлениях в торговле (развитии мирового рынка, создании банков,
бирж, компаний), о причинах возникновения мануфактур; усваивают, что
мануфактура является капиталистическим предприятием.
Методы обучения и формы организации
учебной деятельности
Проблемный
или частично поисковый метод.
Варианты заданий:
n Определить
основные причины возникновения мануфактурного производства.
n Сравнив
ремесленную мастерскую и мануфактуру, докажите, что мануфактура это предприятие
нового типа.
n Согласны ли
вы с утверждением, что развитие мануфактурного производства считается признаком
рождения капитализма? Свою точку зрения докажите.
Форма урока: комбинированный
урок с элементами лабораторной работы.
Оборудование: электронный
ресурс – мультимедийная установка, презентация «Дух предпринимательства
преобразует экономику»,
персональный компьютер (для выполнения проверки знаний).
Приемы деятельности
учителя: объяснение,
рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с художественным
текстом, картой, текстом параграфа, обучение решению учебных проблем.
Развитие умений
учащихся: учатся
делать сравнительный анализ, выделять главное, работать с художественным
текстом, работать с иллюстрациями,
делать выводы, давать оценку событиям.
Основные понятия и
термины: монополия,
мануфактура, капитал, капитализм, биржа, банк, торговая компания.
Источники информации: электронные ресурсы - учебное электронное издание «Всеобщая история. Новое время»; Электронная
энциклопедия «Исторический лексикон XIV – XVI вв. Часть первая»; Электронная энциклопедия
«Исторический лексикон XVII вв. Часть вторая; электронная библиотека «Лувр», «Эрмитаж», учебное
электронное издание «История
мировых цивилизаций».
Комментарии.
I.
Повторение.
Задания и вопросы к
учащимся:
n Назовите
основные черты традиционного общества.
n Назовите
основные черты индустриального общества
n Каково
значение Великих географических открытий?
n Каким целям
служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества?
(см. приложение «Задание» выполняется на ПК и демонстрируется
на экран).
II.
Изучение нового материала.
Вступительное слово
учителя: объявление темы урока, постановка задач, знакомство с планом урока
(демонстрация слайдов №№ 1-3 презентации ««Дух предпринимательства
преобразует экономику», далее Презентация).
Вопрос.
Какие события начала нового времени способствовали развитию мировой торговли?
(слайд № 4).
Изучение нового материала сопровождается
пошаговым построением схемы «Развитие
предпринимательства в Новое время» (слайды №№ 5,10,15,20)
1)
Новое в торговле.
Вопрос
изучается по тексту учебника «Новое в торговле», ответы учащихся сопровождаются
демонстрацией слайдов №№ 6-9.
2) Развитие
мировой торговли.
Задание. Назовите
и покажите на карте города, которые становятся центрами мировой торговли?
Показ на
настенной карте сопровождается демонстрацией слайда № 12.
Рассказ
учителя об образовании торговых компаний сопровождается показом слайдов №№
13-14.
3)Биржи
и банки.
Вопрос
изучается по тексту учебника «Биржи и банки», ответы учащихся и комментарии
учителя сопровождаются демонстрацией слайдов №№ 16-18.
4)Мануфактура
– предприятие нового типа.
Рассказ
о создании мануфактур сопровождается демонстрацией кадров №№ 19-22.
Сравнив
ремесленную мастерскую и мануфактуру, учащиеся должны докажите, что мануфактура
это предприятие нового типа. Для этого
прочесть текст на с. 43 заполнить
таблицу (слайд № 23).
Слайд
№ 24 – дано определении мануфактуры, капитализма и учащимся предлагается задание, прочесть
отрывок из «Баллады о знаменитом суконщике» Т. Делони и ответить на вопросы к
документу.
III. Домашнее задание – слайд №
25.
VI. Закрепление изученного можно
провести с помощью теста.
|